Помните известный трюизм: «Быстро, качественно, недорого – выберите любые два»? А поскольку вопрос качества в нашей работе даже не обсуждается – оно должно быть высоким по умолчанию, выбор сужается до одного: быстрее или дешевле? Речь пойдет о закупке материалов при аварийном вызове.
Итак, у магазина или другого объекта возникает проблема, которую нужно решить в экстренном порядке. К примеру, выгорел рубильник, вышел из строя кондиционер, прорвала канализация… Такие проблемы нужно устранять в течение нескольких часов, ведь они могут не только осложнить, но иногда даже парализовать работу объекта вовсе.
И вот Заказчик, а если быть точным – техническая служба объекта, отправляет заявку. Мы выезжаем на место, устанавливаем проблему, составляем список того, что необходимо для ее решения (расходные материалы, детали, оборудование). И дальше есть два пути развития:
- Закупить все необходимое максимально быстро, как правило – за наличные (на месте или с возможностью срочной доставки), сумму согласовать с Заказчиком в устном порядке.
Приступить к выполнению работ в течение 2-3 часов. Смету же составить по окончанию работ, когда проблема будет уже решена. - Составить смету, отправить ее Заказчику, дождаться согласования в сметном отделе. После утверждения сметы заказать материалы, оплатить по безналу, дождаться доставки.
Приступить к работе минимум спустя 5-7 дней (быстрее все вышеописанные процессы, увы, не происходят).
Что выберете Вы, если речь идет об аварийной ситуации? Ответ очевиден – все выбирают первый вариант: закупить все в экстренном порядке, и уже потом оформить смету документально, руководствуясь чеками и накладными.
И все бы хорошо, но именно на этом этапе возникают недоразумения. Иногда Заказчик, уже давший «добро» на срочную закупку материалов по одним ценам, позже находит, что где-то можно купить их дешевле. И просмотрев готовую смету, он говорит, что не согласен со стоимостью какого-то оборудования или материалов. Между тем – работа уже сделана, причем сделана в экстренном порядке!
Насколько корректны такие претензии? Здесь надо понимать, что в данной ситуации важнее: устранить аварию за несколько часов и вернуть объект в рабочее состояние или найти самое дешевое решение проблемы? Да, мы могли бы промониторить рынок, найти материалы подешевле, оплатить по безналу, оформить доставку, скажем, Новой Почтой, подождать 2-3 дня… Но кто из Заказчиков согласится на это, когда авария в разгаре и его магазин стоит?
Поэтому любые претензии к цене в данном случае я считаю крайне некорректными. Да, цена бывает не самой низкой, но тому есть причины: элементарная нехватка времени. С другой стороны, бывают и обратные ситуации, когда редкое оборудование было куплено далеко и доставлено в срочном порядке, что тоже влечет за собой дополнительные расходы.
Другими словами, это ситуация, когда нужно четко определять приоритеты: быстро или дешево? А также понимать, что получить все и сразу – невозможно, причем не только в данной сфере, но и в принципе.