Одни из самых больших затрат на обслуживание помещений в зимний период – конечно, расходы на отопление, причем это касается как жилых домов, так коммерческих объектов. Что делает рачительный хозяин дома? Он утепляется. Но утеплить магазин, тем более – зимой, очень сложно. Я предлагаю пойти другим путем.

На мой взгляд, чтобы сохранить тепло и при этом сэкономить на отоплении, нужно два условия:

  • правильный воздухообмен (не допуская холодных потоков с улицы),
  • эффективная работа отопительных систем.

А теперь я попробую расшифровать это по пунктам. Итак, что нужно сделать:

1) Выключить приточную вентиляцию и поставить на минимум вытяжку в торговом зале.

Не стоит бояться, что в зале появятся неприятные запахи – вытяжка, даже в минимальном режиме, все равно подтянет свежий воздух с улицы через любые отверстия (щели, входные группы и т.д.). Зимой мы можем рассчитывать на естественную вентиляцию, которая происходит за счет разности температур. Летом, когда жарко и воздух «стоит», этого недостаточно, и тогда необходим принудительный воздухообмен с помощью вентиляционной системы.

Но что касается подсобных помещений, комнат отдыха, кухонь и т.д., где на небольшой территории сосредоточено много людей, – здесь вытяжка нужна в полном объеме.

2) Установить тепловую завесу.

Да, тепловая завеса – это дополнительные энергозатраты, но, как показывает практика, они всегда окупаются. Важно отметить, что не стоит экономить на качестве завес, выбирая продукцию неизвестных фирм-производителей. В откровенно дешевых агрегатах отдельные элементы могут выйти из строя уже в первый год эксплуатации, и тогда завеса потеряет свою эффективность.

3) Отрегулировать входные группы.

Автоматические входные группы необходимо перевести в зимний режим, когда дверь открывается лишь наполовину, выпуская меньше тепла. На распашные двери – установить морозостойкие доводчики (мы используем продукцию Geze, эти доводчики при правильной регулировке хорошо выдерживают низкие температуры).

4) Перевести отопительную систему в оптимальный режим работы.

Очень часто на контроллере в торговом зале персонал выставляет температуру около 30°C, руководствуясь тем, что зимой в магазине должно быть тепло. Однако на практике 30°C на контроллере еще не гарантируют эту же температуру в торговом зале (зато гарантируют высокий расход электроэнергии).

Почему так происходит? Вспомним физику: при линейном нагреве теплоносителя существует точка, за которой при большем нагреве жидкости (масла, воды) мы уже не получаем пропорционально большей теплоотдачи.

Схематически это представлено на графике. Как мы видим, за отмеченной точкой температура носителя продолжает расти, но при этом температура окружающего воздуха повышается значительно медленнее.

Могу объяснить на примере: допустим, мы поставили чайник с водой на газовую горелку. Включив максимальный разогрев, мы быстро нагреем воду в чайнике до 50°C. Теперь мы можем уменьшить подачу газа и поддерживать эту температуру, а можем продолжить разогрев. Но если не сделать газ сильнее, скорость нагрева уменьшится, и на следующие 50°C (до кипения) чайник будет нагреваться дольше. Это происходит, потому что мы прошли точку наиболее эффективного теплообмена, и теперь для дальнейшего разогрева нужен толчок.

Если вернуться к обогреву помещений, то в системах с водяным контуром нет смысла поддерживать температуру теплоносителя свыше 50-60°C. Более сильный разогрев ведет к тому, что КПД отопительной системы падает – она потребляет больше электроэнергии, но при этом очень медленно нагревает воздух в помещении.

Что же касается температуры на контроллере в торговом зале, я очень часто вижу, как летом выставляют 18°C, а зимой – около 30°C. Между тем, вполне достаточно оставить 20°C для любого сезона. Это позволит сэкономить как на отоплении, так и на кондиционировании.

Я специально не затрагиваю в этом посте такую тему, как утепление помещений – это в основном «летние» работы, которые нужно завершить до наступления холодов. Что же касается зимнего периода, подведем краткий итог.

Для экономии расходов на отопление вполне достаточно следующих факторов:

  • убрать приток холодного воздуха (путем отключения приточной вентиляции),
  • выставить правильный температурный режим на контроллере в торговом зале – около 20°C,
  • поставить тепловую завесу,
  • перевести автоматические двери в зимний режим, а на распашные – установить морозостойкие доводчики.

И скорее всего, уже в первый месяц вы увидите снижение затрат.

Николай Красносельский

КонтактыВсегда рады Вашим вопросам

Ваше имя(*)
Пожалуйста, укажите имя

Телефон(*)
Пожалуйста, укажите верный телефон

E-mail(*)
Пожалуйста, укажите верный e-mail

Сообщение
Введен недействительный тип данных

Введите текст с картинки(*)
Введите текст с картинки   ОбновитьВведен недействительный тип данных