Хочешь избежать критики - ничего не делай, ничего не говори и будь никем. (Элберт Хаббард)
Ошибки и недочеты, как известно, бывают у всех, а значит – умеренная критика является не только нормальной, но даже необходимой частью рабочего процесса. Но всегда ли она на пользу? Давайте разберемся.
Начнем с главного: не стоит воспринимать необходимость критики, как что-то крайне негативное, чего всеми силами нужно избегать. Разумная, «правильная» критика – это обратная связь, которая позволяет выявить слабые места и сообща принять меры по их ликвидации. Заметьте, это цель, в которой заинтересованы оба: и руководитель, и подчиненный.
Итак, 7 несложных правил конструктивной критики:
1. Сфокусируйтесь на главном, на конкретных фактах.
Изложите свои замечания кратко и сухо, без лишних эмоций – назовите факты и последствия, к которым они могут привести. Избегайте обобщений «всегда» и «никогда»!
2. По возможности, начните разговор с позитива.
Если Вам есть за что похвалить сотрудника – сделайте это. Отметьте «смягчающие обстоятельства»:
- новизну или сложность задачи,
- ограниченность во времени,
- недостаток опыта (для новых сотрудников) и т.д.
3. Критикуя, не сравнивайте поведение провинившегося сотрудника с поведением других.
В глубине души все мы прекрасно понимаем, что не так умны, как Билл Гейтс, и не так находчивы, как Иван Иванович из соседнего отдела. Задевая самолюбие, Вы лишь наступите на «больную мозоль», вынуждая подчиненных защищаться. А в худшем случае – создадите идеальные условия для раскола и внутренних склок в коллективе.
4. Избегайте высказываний о мотивах сотрудников.
Во-первых, Вы можете ошибаться, а во-вторых – это самый верный способ вызвать нескончаемый поток оправданий. Если Вы считаете, что мотивы действительно важны – пусть лучше сотрудник расскажет о них сам.
5. Не критикуйте в присутствии третьих лиц.
Здесь комментарии излишни – никто не хочет, чтобы его промах стал темой для обсуждения. Но это не единственный минус: критика в присутствии третьих лиц почти всегда вызывает желание перетянуть невольных «зрителей» на свою сторону.
6. Выслушайте, но не давайте втянуть себя в спор.
Попытка оправдаться – нормальная реакция на критику. Но не давайте втянуть себя в споры и поиски виноватых. Как гласит старая шутка, в споре выясняется не истина, а лишь число пострадавших :).
7. В конце разговора выработайте план действий: как исправить ошибку и не допускать ее в будущем.
Важно проговорить конкретные шаги по исправлению ситуации, сроки и способы контроля, а может быть, – и возможные санкции, если ошибка повторится.
И в заключение хотелось бы отметить одну простую вещь: любой недочет, любой промах могут стать подарком, если правильно к ним отнестись и вовремя сделать выводы. Ведь они указывают на слабые места, на «провисания» в работе, направляя наше внимание именно туда, где оно нужнее всего.