Хочешь избежать критики - ничего не делай, ничего не говори и будь никем. (Элберт Хаббард)

Ошибки и недочеты, как известно, бывают у всех, а значит – умеренная критика является не только нормальной, но даже необходимой частью рабочего процесса. Но всегда ли она на пользу? Давайте разберемся.

Начнем с главного: не стоит воспринимать необходимость критики, как что-то крайне негативное, чего всеми силами нужно избегать. Разумная, «правильная» критика – это обратная связь, которая позволяет выявить слабые места и сообща принять меры по их ликвидации. Заметьте, это цель, в которой заинтересованы оба: и руководитель, и подчиненный.

Итак, 7 несложных правил конструктивной критики:

1. Сфокусируйтесь на главном, на конкретных фактах.

Изложите свои замечания кратко и сухо, без лишних эмоций – назовите факты и последствия, к которым они могут привести. Избегайте обобщений «всегда» и «никогда»!

2. По возможности, начните разговор с позитива.

Если Вам есть за что похвалить сотрудника – сделайте это. Отметьте «смягчающие обстоятельства»:

  • новизну или сложность задачи,
  • ограниченность во времени,
  • недостаток опыта (для новых сотрудников) и т.д.

3. Критикуя, не сравнивайте поведение провинившегося сотрудника с поведением других.

В глубине души все мы прекрасно понимаем, что не так умны, как Билл Гейтс, и не так находчивы, как Иван Иванович из соседнего отдела. Задевая самолюбие, Вы лишь наступите на «больную мозоль», вынуждая подчиненных защищаться. А в худшем случае – создадите идеальные условия для раскола и внутренних склок в коллективе.

4. Избегайте высказываний о мотивах сотрудников.

Во-первых, Вы можете ошибаться, а во-вторых – это самый верный способ вызвать нескончаемый поток оправданий. Если Вы считаете, что мотивы действительно важны – пусть лучше сотрудник расскажет о них сам.

5. Не критикуйте в присутствии третьих лиц.

Здесь комментарии излишни – никто не хочет, чтобы его промах стал темой для обсуждения. Но это не единственный минус: критика в присутствии третьих лиц почти всегда вызывает желание перетянуть невольных «зрителей» на свою сторону.

6. Выслушайте, но не давайте втянуть себя в спор.

Попытка оправдаться – нормальная реакция на критику. Но не давайте втянуть себя в споры и поиски виноватых. Как гласит старая шутка, в споре выясняется не истина, а лишь число пострадавших :).

7. В конце разговора выработайте план действий: как исправить ошибку и не допускать ее в будущем.

Важно проговорить конкретные шаги по исправлению ситуации, сроки и способы контроля, а может быть, – и возможные санкции, если ошибка повторится.

И в заключение хотелось бы отметить одну простую вещь: любой недочет, любой промах могут стать подарком, если правильно к ним отнестись и вовремя сделать выводы. Ведь они указывают на слабые места, на «провисания» в работе, направляя наше внимание именно туда, где оно нужнее всего.

Яна Кононенко

КонтактыВсегда рады Вашим вопросам

Ваше имя(*)
Пожалуйста, укажите имя

Телефон(*)
Пожалуйста, укажите верный телефон

E-mail(*)
Пожалуйста, укажите верный e-mail

Сообщение
Введен недействительный тип данных

Введите текст с картинки(*)
Введите текст с картинки   ОбновитьВведен недействительный тип данных