«Как только вы прекратите колебаться и примете твердое решение действовать, чего бы это вам ни стоило, все начнет оборачиваться к лучшему"
Брайан Трейси
Вы когда-нибудь загадывали желания в новогоднюю ночь? Наверное, я не ошибусь, если скажу, что вряд ли все из них сбывались. Впрочем, кто же ждет от мечты чего-то большего. Но если желание велико и грозит вот-вот перерасти в планы… Тогда нужна инструкция по «сбыче мечт».
Она не только существует, но и активно используется современными бизнес-тренерами. SMART-критерии – это параметры, по которым можно оценить, правильно ли сформулирована цель и насколько она достижима.
S.M.A.R.T. – Specific. Measurable. Attainable. Relevant. Timed.
Specific – цель должны быть конкретной, хорошо понятной если уж не окружающим, то хотя бы вам самим.
Возьмем простой пример: «хочу вести здоровый образ жизни». Звучит расплывчато, не правда ли? На данном этапе это нужно расшифровать и уточнить. Например, так:
- бросить курить,
- не злоупотреблять алкоголем,
- заняться спортом.
Measurable – цель должна быть измеряемой, она должна выражаться в конкретных цифрах и фактах (иначе как вы поймете – достигли или нет?). Рассмотрим на нашем примере:
Бросить курить – вы хотите не курить вообще? Не более 2-3 сигарет в день? Только в обеденный перерыв или только в компании?
Не злоупотреблять алкоголем – вы хотите отказаться от алкоголя полностью или всего лишь ограничить? Какое количество алкоголя и как часто будет считаться нормой? А по праздникам?Улыбаюсь А с учетом слабоалкоголки и пива?
Заняться спортом – это будут пробежки по утрам или тренажерный зал? Как часто вы сможете ходить в спортзал? Сколько минут (или километров) займет одна пробежка?
Attainable – цель должна быть достижимой. Не стоит пытаться «стать чемпионом за три дня» и «бросить курить с понедельника» – именно так мы не только идем к провалу, но начинаем думать, что цель недостижима в принципе.
Если вы уже бросали курить – не нужно делать это еще раз, достаточно снизить количество сигарет. Если вы никогда не занимались спортом – можно начать с 10-минутной пробежки, не пользоваться лифтом, больше ходить пешком.
Важный вопрос: если ли у вас все ресурсы для достижения цели (например, время на посещение спортзала)? Обозначьте, чего вам не хватает, и как это найти.
Relevant – цель должна быть релевантной, другими словами, ее достижение должно зависеть именно от вас и хорошо соотноситься с вашей жизнью в целом.
На нашем примере: вряд ли вы убедите всех друзей, коллег и родственников отказаться от курения. Что вы теряете, не выходя на перекуры? Чем можно заменить сигарету в этом случае? Как поступить с традиционным общением в «курилке»?
Timed – мечты превращаются в планы, когда мы определяем временные рамки, и ваша цель должна быть ограничена во времени.
Бросить курить – когда именно вы начнете сокращать количество сигарет? Сколько времени нужно, чтобы дойти до минимума?
Не злоупотреблять алкоголем – собственно, ближайшие праздники – отличный повод для того, чтобы испытать эту цель на жизнеспособность.
Заниматься спортом – когда именно вы отправитесь в спортзал (выйдите на первую утреннюю пробежку)? Вы купите абонемент на месяц, оплатите сразу за год? Подумайте, когда будут видны первые результаты.
А напоследок хочу заметить, что после воплощения любой, совершенно любой значимой цели – жизнь может измениться. И нужно понимать, что наряду с хорошими переменами бывают и те, которые вам вряд ли понравятся. Занятия спортом – это не только подтянутые формы, но и боль в мышцах, борьба с ленью. Успех в работе означает, что у вас будет меньше времени на семью, хобби и друзей. Будьте готовы к переменам.