Каждый раз, когда не успеваешь разобрать ворох накопившихся дел, на ум приходит если не шестирукий Шива, то как минимум Гай Юлий Цезарь, якобы умевший писать и диктовать одновременно)). И пусть эта способность много раз поставлена под сомнение как историками, так и учеными, многозадачность – слишком привлекательная идея, чтобы так легко от нее отказаться.

И тут возникает интересная ситуация: по большому счету, в последнее время многозадачность принято ругать – она и качество снижает, и внимание рассеивает, и провоцирует стресс. В общем, как говорит старая поговорка, за двумя зайцами погонишься… И в то же время можно с уверенностью сказать, что каждый из нас (включая противников многозадачности) периодически пытается ее практиковать – хотя бы потому, что иногда нет другого выхода, быстрый темп жизни вынуждает.

Так нужно ли развивать это качество? Взвесим «за» и «против».

Сразу стоит оговориться, что речь пойдет не столько о возможности концентрироваться на нескольких делах одновременно (увы, уже доказано, что наш мозг на это неспособен), сколько о возможности очень быстро переключаться с одной задачи – на другую.

За

  • Можно в сжатые сроки выполнить несколько важных дел, которые требуют личного контроля.
  • Развивается навык эффективно распределять потоки внимания, быстро реагировать и принимать решения.
  • Если одно из направлений терпит крах, всегда есть в запасе другие.
  • Значительно расширяется зона активности, зона влияния.

Против

  • Необходимость постоянно переключаться тоже отнимает время, которое нужно для того, чтобы сосредоточиться на новом деле.
  • Каждой задаче в отдельности уделяется слишком мало времени и внимания, что может сказаться на качестве.
  • Есть опасность не довести одну или несколько задач до конца.
  • Появляется чувство «загруженности делами», постоянный стресс.

Еще больше аргументов «против» можно найти в книге Дэйва Креншоу «Миф о многозадачности».

Но раз полностью отказаться от нее нельзя, а возможности нашего мозга в этом плане весьма ограничены, на мой взгляд, будут полезны следующие правила:

  • Максимально использовать «фоновую многозадачность» – суть заключается в том, чтобы подбирать для одновременного выполнения такие пары задач, в которых только одна требует умственных усилий (а вторая является чисто механической).
    Например, можно слушать аудиокниги, занимаясь домашними делами или в пути. Другой пример, знакомый, наверное, каждому – чтение или просмотр важных материалов за обедом/ужином (пусть это и не слишком полезная привычка).
  • Группировать задачи так, чтобы они были связаны между собой по времени, смыслу, участию тех или иных людей. Если такой связи нет, ее можно придумать, создать.
    Настоящие чемпионы в этом деле – успешные распространители косметики и бытовой химииУлыбаюсь. Отправляясь, к примеру, в фитнес-клуб, они решают минимум три задачи: занимаются спортом, заводят новые знакомства, расширяют круг клиентов. Можно по-разному относиться к этой профессии, но вот в эффективной многозадачности им не откажешь.
  • И третье правило: не стоит делать это привычкой – «режим многозадачности» не должен быть постоянным, ведь даже ваш компьютер начнет подвисать, если вы запустите слишком много приложений одновременно.

Яна Кононенко

КонтактыВсегда рады Вашим вопросам

Ваше имя(*)
Пожалуйста, укажите имя

Телефон(*)
Пожалуйста, укажите верный телефон

E-mail(*)
Пожалуйста, укажите верный e-mail

Сообщение
Введен недействительный тип данных

Введите текст с картинки(*)
Введите текст с картинки   ОбновитьВведен недействительный тип данных