Все магазины, которые строятся в зимний период, имеют проблему со сдачей порогов. Причины просты: как только приходит оттепель – плитка, уложенная по холоду, начинает отставать.

Все магазины, которые строятся в зимний период, имеют проблему со сдачей порогов. Причины просты: как только приходит оттепель – плитка, уложенная по холоду, начинает отставать. Причем керамогранит не только отстает, но и трескается, а проводить ремонтные работы зимой – сложно, да и бессмысленно. И вот такой полуразрушенный порог стоит до весны… В этой связи я не перестаю удивляться, почему для устройства порогов так редко использует плитку ФЭМ.

На мой взгляд, это было бы оптимальным вариантом.

Во-первых, плитка ФЭМ практически не скользит, что обеспечивает безопасность покупателей, и зимой она не требует набивки антискользящих полос.

Во-вторых, даже если порог строился зимой, во время оттепели тротуарная плитка не будет отставать, потому что она укладывается на цементно-песчаную подушку. Но даже если где-то отдельные плиты поднимутся – их легко поставить на место ударом молотка. Как понимаете, это можно сделать в любое время года.

В-третьих, современная «фэмка» выпускается в огромном разнообразии цветов и форм – в этом плане она ничуть не уступает керамограниту.

Причем данной плиткой можно облицевать практически любой порог, включая тот, что подразумевает ступеньки, пандус и т.д. Для устройства ступенек используется поребрик (бордюр), который тоже присутствует на рынке в самых разных видах и размерах.

Мне могут возразить: зимой плитка ФЭМ, как и керамогрант, забьется снегом, и все равно будет скользко. Кроме того, она имеет свойство приподниматься во время морозов, поскольку вода, просочившаяся в песчаную подушку, превращается в лед. А ведь у порога находятся входные группы, и поднявшийся слой плитки их попросту заблокирует.

Эти возражения имеют смысл, но обе проблемы решаются прокладкой в районе порога нагревательного кабеля (той его разновидности, которая используется для дорог). В нашей практике 1 кв. м. кабельного нагревателя обходился около 200 грн. – совсем немного, если учесть, что мы избавляемся от проблемы вечно обледеневшего и разрушающегося порога.

Здесь тоже есть возражение – ведь кабель нужно не только проложить, но и включать, а это расход электроэнергии. Для экономии электроэнергии достаточно установить контроллер, который будет включать нагревательный элемент при температуре, допустим, 0°C и выключать при -5°C – это примерно тот диапазон, в котором образуется корка льда.

Для большинства порогов достаточно укладки 5 кв.м. нагревающего кабеля, который в общей сложности будет потреблять 1 Квт в час. В среднем он работает за день часа 3-4, не больше. В результате затраты получаются несравнимо меньше, чем на ремонт порога из керамогранита, монтаж противоскользящих реек и т.д. Кстати, для сравнения: одна противоскользящая рейка стоит около 200 грн. (с монтажом), а на устройство порога их потребуется несколько.

Если посчитать экономический эффект на протяжении 2-3х лет, то расходы на прокладку нагревающего кабеля покажутся несущественными (особенно, учитывая тот факт, что плитка ФЭМ стоит дешевле керамогранита).

Итак, вот основные плюсы облицовки порога тротуарной плиткой:

  1. Экономия на материалах – плитка не требует набивки противоскользящих реек (при условии прокладки греющего кабеля) и сама по себе стоит дешевле керамогранита.
  2. Эксплуатация порога с греющим кабелем обходится дешевле, чем ремонт «обычного» порога, который разрушается практически каждую зиму.
  3. Обеспечена безопасность покупателей, соответственно, магазин не имеет проблем с выплатой компенсаций всем, кто поскользнулся и получил травмы.
  4. Ремонт порога, облицованного ФЭМ, намного проще и дешевле, по сравнению с ремонтом керамогранитного порога. И он может проводиться в холодное время года.

К сожалению, при слове «нагревательный кабель» многие сразу думают о затратах на электроэнергию и решают, что это слишком дорого – непозволительная роскошь. И мало кто берет на себя труд сесть и посчитать реальные расходы в том и в другом случае. Предлагаю задуматься, а так ли выгодны привычные всем нам пороги из керамогранита?

Николай Красносельский
660